Охрана труда в Великобритании
Проблемы здоровья работников и охраны труда – неотъемлемая часть стратегий стран Евросоюза, Канады и США. Наиболее интересным представляется опыт Великобритании, Финляндии, и США.
В 2004 г. в Великобритании была принята Стратегия безопасности здоровья на рабочих местах. Основа стратегии заключается в том, что безопасность труда и здоровье работников является важной составляющей современного цивилизованного общества. Цель этой стратегии – снижение уровня смертности и тяжелых травм на производстве на 10%, уровня профессиональных заболеваний на 20%, потери рабочего времени по нетрудоспособности (заболеваний) до 30%. Стратегия направлена на достижение понимания того, что здоровье работников и безопасность рабочих мест являются основной частью современного конкурентоспособного бизнеса.
Особое внимание Стратегии уделяет бюджетной сфере, которая станет образцом безопасного труда для частного сектора. Контроль за исполнением Стратегии возложен на Комиссию по охране и безопасности труда (Health and Safety Executive), которая подчиняется Министерству труда и пенсий Великобритании. Большое внимание уделено развитию социального партнерства и социального диалога с профсоюзами, деловыми ассоциациями, а также установлению сотрудничества и партнерских отношений с региональной и местной властью.
В стратегии выделяются следующие направления:
- Развитие партнерства.
- Оказание поддержки работников в получении преимуществ от эффективного управления охраной труда и безопасностью на рабочих местах, развитие культуры безопасного труда и ответственности за здоровье работников.
- Работа Комиссии по охране и безопасности труда, направленная на снижение травмоопасности и риска повреждения здоровья на рабочих местах.
- Распространение стратегического видения (установление двусторонних коммуникаций со всеми заинтересованными сторонами).
Целью Стратегии не является достижение общества без рисков, а формирование общества, в котором построена современная система оценки и управления рисками. Оценка и управление рисками в области охраны труда является коллективной ответственностью, и значительная роль в ней отводится работодателю.
Интересна практика работы Комиссии по охране и безопасности труда по доведению до каждого работника и работодателей знаний по охране труда на рабочем месте. Выпущено значительное количество специализированных материалов, которые рассчитаны на различные целевые аудитории. Они в наглядной, удобной и простой форме информирует работодателей и работников организаций об основных требованиях Закона об охране здоровья работников и безопасности труда. Процедура оценки рисков описана просто и понятно: «пять шагов оценки рисков», результаты оценки рисков вносятся в специальную регистрационную карту для анализа и составления плана мероприятий по снижению профессиональных рисков и ликвидации угроз повреждению здоровья работника. Обязательно требование возобновления процедуры оценки профессиональных рисков с периодичностью не реже одного раза в год. Таким образом, можно достичь требуемой степени контроля над факторами, несущими риск угрозы здоровья на рабочем месте, и построить современную систему управления профессиональными рисками, в которой охватывается каждое рабочее место в организациях всей страны, и поддерживать ее в актуальном состоянии.
На сайте комиссии (www.hse.gov.uk) размещены методики, рекомендации, законодательные нормы и правила, экспертная информация, примеры лучшей практики в сфере охраны труда, популярные брошюры, специальные формы и прочие материалы, детально структурированные по разделам, подразделам и отраслям для удобства использования в расчете на аудиторию любого уровня подготовки.
В центре особого внимания Комиссии – малый бизнес, для которого были разработаны специальные упрощенные формы и методики оценки профессиональных рисков, информационные и нормативно-методические материалы, облегчающие восприятие и усвоение правил техники безопасности и основных обязанностей работодателя и работника по управлению рисками, определенные Законом об охране здоровья работников и безопасности труда.
Интересен также опыт Великобритании в целенаправленном развитии среди бизнес-сообщества политики корпоративной социальной ответственности, через которую становится возможным эффективно решить многие актуальные вопросы охраны труда и здоровья работников. Руководителям предприятий, членам советов директоров и правлений посвящены специальные материалы правительственного офиса Объединенного Королевства, в краткой форме излагающие их обязанности в сфере охраны труда и преимущества конкурентоспособных здоровых условий труда для ведения успешного бизнеса.